
В 1973 году братья Ангус и Малкольм Янг организовали группу АС/DC, которая и по сей день остаётся эталоном звучания тяжёлой музыки.
Композиция “Back in Black,” записаная в 1980 году, является примером традиционного стиля и звучания группы АС/DC. Восмидесятые годы ознаменовались тем, что хард-рок оказался в неком тупике. Лучшие альбомы Deep Purple и Led Zeppelin уже были записаны, а сами группы фактически прекратили своё существование. АС/DC не пошли по проторенной дорожке, ибо конкурировать с такими титанами, как Deep Purple и Led Zeppelin им было бы трудно. Братья Янг и компания сумели найти своё монументальное звучание, свой имидж и продолжают радовать фанатов по сей день.
Несмотря на мрачное название -“Back in Black”- основной рифф звучит достаточно светло. Мажорные трезвучия делают своё дело, и только ми минорная блюзовая пентатоника в конце заставляет задуматься о вечном. Обратите внимание на ровность исполнения шестнадцатых нот и активную подтяжку (такт 2). Правильная аппликатура левой руки позволит взять следующее ми-мажорное трезвучие естественно и просто, без перемещения кисти. Чтобы хватило растяжки левой руки (такт 4) необходимо указательный палец (первый), исполняющий ноту си, выпрямить. В этом случае кисть останется неподвижной, а работать будут только пальцы. Четвёртый такт также можно исполнить первым и третьим пальцами, используя только скачки кисти. В конечном счёте, каждый гитарист выбирает наиболее подходящий вариант исполнения, в соответствии с физиологическими особенностями своих рук.
Соло начинается с вопросо-ответной структуры. Простейший рифф на нижних струнах, и пентатонический ответ в среднем регистре. Обратите внимание на исполнение мордента (такт 6). Я предпочёл бы сыграть его с использованием мизинца. В этом случае блюзовые ноты ми-минорной пентатоники хорошо прорабатываются, хотя гитаристы старой школы, играющие в трёхпалой системе, исполняют такой мелизм при помощи скольжения вверх и вниз одним третьим пальцем. Этот приём широко распространён и имеет характерный звуковой оттенок. Желательно, освоить оба способа исполнения.
Снова звучит рифф, и ответом ему является мощная подтяжка, которой предшествуют ровные восьмые ноты, смещённые относительно сильной доли на шестнадцатую. Такое типичное роковое клише использовал, например, мистер Блэкмор в соло к композиции “May Be I am Leo”. Часто студенты, вместо смещённых восьмых, ошибочно играют триоли (такт8). Десятый такт - фраза, с которой мы уже встречались, только она звучит на октаву выше. Я предпочёл бы её сыграть в аппликатуре, приведённой в нотах. Далее (такт11), в рамках ми-минорной пентатоники с характерными подтяжками, звучит блюзовая фраза. Она начинается на слабую долю четвёртой четверти предыдущего такта, что соответствует лучшим блюзовым и джазовым традициям ритмической организации.
То есть мелодия может начинаться на предыдущую гармонию с любой доли такта, и закнчиваться также свободно. Следующая фраза (такт12) тематически повторяет предыдущий материал, но звучит на протяжении только одного такта, начинаясь и заканчиваясь на слабую долю.
Такты 13 и 14.Обратите внимание на сложность исполнения этой длинной фразы, особенно шестнадцатые двух последних четвертей тринадцатого такта. Здесь активно и очень точно должна работать медиатором, переменным штрихом, правая рука, так как присутствуют скачки на соседние струны. Пожалуй, данное место наиболее технически сложное в этом соло. С точки зрения ритма, оно также является образцом боповской стилистики Чарли Паркера. Это кульминация соло.
Пятнадцатый такт напоминает рифф и звучит ниже предыдущей фразы, как бы приглашая остановииться, затем временный всплеск, и пентатоника сходит на нет. Окончание соло-это новый тематический материал. Вновь вопросоответная структура. Мелодическая линия звучит на третьей струне в сочетании с открытыми (первой и второй). Ответом ей является роковая попевка в двенадцатой позиции на грифе (такт18). Двадцатый такт- подтяжку необходимо одолеть без удара медиатором. Звук получается за счёт скольжения в семнадцатый лад левой рукой.
Соло2. Вначале повторяется окончание первого соло с небольшими изменениями (такты 21,23). Затем мелодия как бы застывает на одной ноте и напоминает парадидлы в барабанной технике, когда за счёт акцентов ровно сыгранных нот, например на малом барабане, вырисовывается ритмический рисунок. В данном случае роль акцентов выполняют подтяжки. Такт 26 цитирует тематический материал тринадцатого такта. Такт 27-фраза исполняется по ступеням ми- минорной пентатоники в основной позиции (двенадцатый лад), ломанно и триольно вниз. Я намеренно упростил её мелодическое и ритмическое звучание относительно оригинала, сохранив при этом суть и сложность исполнения. Это позволяет студентам легче осваивать материал. Сыграть её можно двумя способами. Первый-это использовать переменный штрих медиатором в правой руке (в манере И. Мальмстина, П. Гилберта ). Второй-играть медиатором каждую первую ноту триоли, а оставшиеся две легато ударом или легато срывом, в зависимости от струны на которой эти ноты исполняются (в манере Дж. Сатриани). Обратите внимание, что А. Янг слегка ускоряет темп исполнения фразы ближе к её окончанию, что является не случайным и придаёт звучанию осбый блюзовый шарм. Далее следует добротная блюзовая попевка, а психоделическая вертушка, затихая, завершает всю композицию.
Гитаристы двадцать первого века достигли серьёзных технических высот, при этом не следует забывать, что техника-это только средство, при помощи которого выражаются музыкальные идеи. В противном случае игра напоминает скороговорку, гитарный рэп.
АС/DC это хороший добротный пример для изучения стиля.

