Большое колличество музыкантов здесь и по всему миру постоянно совершенствует своё техническое мастерство. Разумеется, что техника - это только средство, при помощи которой вы можете выразить свои музыкальные идеи, а не самоцель, но всё же её значение трудно переоценить. И если ты не лентяй - тогда даVai.
В этом вам поможет саундтрек из кинофильма “Перекрёсток”, записанный Стивом Ваем в 1986г. По его собственному мнению, образцом гитарного мастерства является соло Джимми Пейджа из композиции “Heartbreaker”. Саундтрек из “Перекрёстка” - это, своего рода, Heartbreaker 80-х. Также, как и у Джимми, соло Стиви Вая звучит в свободном темпе “free time”, только на пентатонику наложено табу. Искрометные пассажи, использование классического наследства, очень сложные вертикали и ни слова о блюзе. Такова реальность этого соло.
С первых тактов планку задают сложные арпеджио, исполненные в три октавы. Аппликатура этой части может быть подвергнута изменениям, и каждый музыкант совершенствует ее всвязи со своей индивидуальностью. Отмечу, что можно работать с 4м тактом, в меньшей стапени, со 2м и 3м : в 4м такте ноту ре взять не на 10м ладу 6ой струны, а спуститься на 5ый лад 5ой струны и далее в соответствии с вашей фантазией; 2ой такт можно ограничить только одной 7ой позицией, и верхнюю ноту арпеджио-си взять на 7ом ладу 1ой струны; 3й такт-верхнюю ноту арпеджио-ля сыграть не на 1ой струне, а логично придти к ней на 10ый лад 2ой струны. Медиаторная техника может быть упрощена в сторону использования легато, особенно при движении сверху вниз.
Вторая часть соло - ее величество классика. Звучит переработанный Стиви Вайем 5й каприс Паганини. Эта часть будет хороша для фанатов моторной медиаторной игры, хотя, использование свипов (swip) и длинного легатo может превнести в нее новые краски (8-14ый такты). С одной стороны - переменный штрих это всегда моторность, и если координация рук у вас на высоте, то все будет звучать очень достойно. С другой стороны, медиаторный штрих - это всегда скребок в начале атаки, а с приличным дисторшеном появится грязь.Легатная техника лишена такого недостатка и звучит плавно, контеленно, но без экспрессии. Всегда существуют плюсы и минусы. В конечном итоге, решает исполнитель, какую технику использовать, С. Вай играет эту часть переменным штрихом.
Следующая часть соло выглядит очень эффектно. Громадные скачки завораживают зрителя, хотя, я не назвал бы их сложными, но потрудиться, разумеется, придется. В основе музыки лежат разные арпеджио, состоящие из трех звуков и сыгранные по всему грифу. Неизменной остается только нота ми на открытой первой струне. Для поклонников медиаторной техники рекомендую переменный штрих вместо легато с мизинца на первый палец (15 такт).
25й такт - звучит неброский уменьшенный лад, по сути, это доминанта к тонике ля, а вот сыграть его непросто. После соло приведен вариант исполнения 25го такта:
При исполнении это пассажа, возможно использовать легато срывом на каждой струне, где звучат по две ноты, а также использовать свип. Либо, как альтернатива, сыграть всю фразу 25го такта переменным штрихом в новой аппликатуре. 28ой такт - проверка строя гитары по всему грифу на уровне ноты ми. 29ый такт звучит гармонический ля минор, показывая всю тисситуру гитары - 4 октавы.
Разумеется, это произведение имеет более тонкие оттенки, чем те, о которых позволяет говорить формат статьи, и, всеже, если вы затратите достаточно времени и сумеете освоить приведенный материал, то возьмете еще одну высоту на пути технического совершенства в гитарной технологии. Я, в свою очередь, дописал к саундтреку несколько фраз, и мои студенты с успехом используют этот материал на экзаменах в различных музыкальных заведениях нашей страны, а название "даVai" так и закрепилось за этим этюдом. Вашему вниманию предлагаются два варианта исполнения этюда - Хамитов Роман в разделе “Видео учеников” и Чепкин Александр, приведён ниже.