Лауреат | Статьи | Новости

Классические соло Хард Рока - анализ композиции "Stairway to Heaven"

Анализ соло J.Page из баллады "Starway to Heaven" Led Zeppeling открывает ряд публикаций на тему "Классические соло хард рока". Статус баллады "Starway to Heaven" подтверждается хотя бы тем, что общее звучание ее в радио эфире США превышает 64 года. Итак, первая часть соло, до 7-го такта, звучит в рамках ля-минорной блюзовой пентатоники, в 5 позиции.


Отметим, что в этих фразах присутствует нота фа из натурального ля-минора.

При исполнении фраз в 5-й позиции обратите внимании на pull off - прием легато срывом. Мизинец - наименее развитый палец, поэтому студенты, исполняя этот прием, укорачивают ноту под мизинцем. Обратите внимание так же на аппликатуру левой руки в этой части соло. Например, ноту ре в 1-м такте на 3-й струне 7-го лада я рекомендовал бы брать мизинцем, а не 3-м пальцем, как это чаще всего бывает. Дело в том, что, когда мы занимаемся координацией движений правой и левой рук, мы программируем себя на то , что момент удара медиатором должен точно совпадать с нажатием ноты пальцем левой руки. В данном случае, если мы будем брать по очереди ноту ля (7-й лад 4-я струна), а за тем ноту ре ( 7-й лад 3-я струна) 3-м пальцем, то мы будем либо перескакивать со струны на струн , что ведет к микро паузе, либо использовать полубарэ 3-м пальцем на 7-м ладу, а это незапрограммированное движение. Кроме того, после взятых нот, звучит легато срывом, а исполнение этого приема 3-м пальцем, который взял полубарэ на 7-м ладу ведет к возникновению ненужных шумов соседних струн. По поводу аппликатуры я могу отметить что вся старая школа основана на трехпалой системе левой руки, но ведь мы уже в 21-м веке, и пять свободных пальцев должны равноправно участвовать в игре. И на это указывает опыт современных виртуозов. По поводу подтяжек можно сказать следующее. Первая нота соло ми звучит при помощи подтяжки. Исполнять ее нужно так: ставим 1-2-3-й пальцы левой руки на 3-ю струну, соответственно 5-6-7-й лады, и подтягиваем ее вверх всеми тремя пальцами. В этом случае подтяжка получится активной и достаточно простой в исполнении. Во-первых, три пальца сильнее одного, если вы тянете струну только третьим пальцем, во-вторых, мы одномоментно как бы укорачиваем струну на три лада – 5-й, 6-й и 7-й. В совокупности вышеперечисленные факторы дадут в результате мощную энергичную подтяжку струны. 


Следующая сложность с этим приемом возникает во 2-ом такте. Ноту ля берем 3-м пальцем 8-ой лад 2-я струна , а 1-й и 2-й пальцы ставим соответственно, на 6-ой и 7-ой лады 2-ой струны и подтягиваем ее тремя пальцами. Затем, не опуская 2-ую струну, мизинцем берем ноту до 8-ой лад 1-ая струна , после чего убираем мизинец, переставляем 1-ый 2-ой и 3-ий пальцы, соответственно, на 6-ой 7-ой 8-ой лады 1-ой струны и исполняем подтяжку ноты до 1-ая струна 8-ой лад.


В 7-м и 8-м такте звучит динамичная фраза, которая показывает тисcитуру гитары. За небольшой промежуток времени мы проходим две октавы, объединяя сразу четыре позиции ля-минорной пентатоники.


Быстрый переход из среднего регистра в высокий происходит за счет эффективных скольжений. Типичная ошибка, возникающая в данной ситуации – это укорачивание звучания ноты, с которой происходит скольжение, что неправильно. Чтобы избежать таких ошибок, проигрывайте эту фразу исключительно медиатором без применения скольжений, тогда вы услышите ее реальную ритмику, запомнив мелодию, играйте со штрихами, указанными в нотах. Заметим, как и в предыдущих фразах здесь так же используется нота фа ля-минор натурального лада. 9-й такт: звучат 10 вертушек. Надо заметить, что это самое сложное место соло. Фраза из пяти нот укладывается в одну четверть такта. Сочетание четного размера и нечетного количества нот всегда вызывает проблемы. Чтобы понять - как работает эта фраза, проделаем следующее построение: мы знаем что четверть- это две восьмые. Представим каждую восьмую как триоль.

Первую ноту фразы играем на два счета. Остальные ноты играем ровно на счет « 3-4-5-6». Причем, медиатором играем только 1-ю и 3-ю ноту вертушки. При исполнении этой фразы в темпе нота ля может звучать тише остальных нот, поэтому обратите внимание на прием Hummer-on легато ударом.

Чтобы облегчить задачу при выучивании этой фразы, исключим из нее подтяжки легато-срывом и легато-ударом, и сыграем медиатором, как показано в примере. Это позволит понять ритмику фразы.

Фраза 12-го такта скрыта за блеском вертушки. Но, как ни странно, именно ее я рекомендую использовать в качестве прекрасного материала при написании соло студентами. Оставшаяся часть соло-это образец использования принципа «вопрос-ответ».Партия одной гитары простая и нарочито повторяется, а ответы другой противопоставляется этой нарочитой простоте. В конце соло используются высокие позиции, что не очень удобно, и мощные подтяжки, что увеличивает расход ваших струн. С 14-го по 20-й такты все фразы начинаются с паузы. Почему-то студенты их часто игнорируют. В соло можно отметить две кульминации - это 12-й и 20-й такты.